Шацк или Шацкие ворота

Город Шацк давно был известен как Шацкие ворота — крепость, которая преграждала путь степнякам вглубь страны. Это был как бы портал, проходящий через непролазные окрестные леса. Название Шацкие ворота связано с рекой Шачей, хотя раньше река называлась немного по-другому — Шатя. Считается, что имя Шача впервые появилось в «Книге Большого чертежа» в 1627 году.
Почему Шацк
Но до сих пор спорят о происхождении названия Шацк. Историк-краевед Пётр Черменский думал, что слово пришло от мордовского «шачимс», что означает «хорошо уродиться». Некоторые считают, что оно связано с мордовским словом «шаня», что переводится как «благоприятное, щедрое место». На основе этой версии даже появилась легенда, что мордва, которая здесь жила, очень любила купаться по утрам, и реку назвали «Доброе утро», что по-мордовски будет «шача». Есть и другая версия: некоторые слышат в названии ржание и топот лошадей, ведь на местном диалекте «шацкать» значит «подгонять лошадей на пастбище». Ну и не исключено, что слово связано с татарским «шат», что означает «рукав» или «разветвление реки».
Забавно, но название города Шацк похоже на Сочи. Это можно узнать из «Историко-топонимического словаря России» Евгения Поспелова. Так же как Шацк, Сочи названо по реке Сочи, которая, в свою очередь, получила свое имя от местного племени шача. Со временем «шача» превратилось в «Сочи». Но вот перевод слова и связь с рязанской Шачей Поспелов не уточнил.
Есть и ещё интересная страничка в истории. В 1924 году Шацк чуть было не переименовали. 27 января на общем собрании было предложено назвать одну из улиц города улицей Ленина, установить памятник вождю, а «ворота, ведущие к Дому крестьянина», назвать «воротами Ильича». Также предложили ходатайствовать перед ВЦИК о переименовании Шацка в Ульянов. Но, как мы знаем, город так и остался Шацком.
История Шацка
Шацкий край был заселен угро-финскими племенами ещё в первом тысячелетии до нашей эры. Они обосновались в Поценье и в землях вдоль Мокши. Эти народы стали основателями древнемордовских племён. Здесь было всё для комфортной жизни: богатые леса, плодородные земли и водные пути, которые способствовали торговле с соседями. Славяне пришли в эти края ближе к VIII веку и постепенно смешались с местными мордвой.
В период могущества Киевской Руси в IX-XI веках киевские князья часто бывали в бассейне Оки и её притоков. В 964 году киевский князь Святослав покорил вятичей и другие народы, которые жили вдоль Оки и Цны. Некоторые из его отрядов заходили за данью на реку Шачу.
Уже после Куликовской битвы, в 1382 году, на территорию Шацка пришёл хан Тохтамыш, и отсюда он направился в Москву. Войска Тамерлана не раз проходили по шацкой земле, грабя местное население, жившее вдоль Цны и Шачи.
Особенно сильное нападение татар было в 1414 году. В летописях этого года упоминается село Алгасово, как удел жены Дмитрия Донского, великой княгини. В Никоновской летописи есть описание битвы на Листани 1444 года (речка Листвянка около села Глебово):
«И пришли на них мордва на ртах, с сулицами и с рогатинами и с саблями, а казаки рязанские так же на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями с другой стороны… И был им бой велик и сильный, и начали одолевать христиан и много татар избили, и самого царевича Мутафу убили, и князей с ним многих татарских убили».
Это известное сражение примечательно тем, что упоминаются рязанские казаки. Возможно, это были предки жителей Казачьей Слободы, которые сбежали в Дикое поле от крепостного гнёта и стали казаками. После изгнания татар русские князья снова начали наступление на Оку, Мокшу и Цну. По мере продвижения вверх по Мокше, мордовские князья подчинялись московским, а ценские — рязанским.
Основание Шацка
В 1521 году завершилось объединение русских земель вокруг Москвы присоединением Рязанского княжества. В этот период страна была поделена на уезды, а уезды — на волости. Территория современного Шацкого района входила в состав Верхнеценской дворцовой волости с центром в селе Конобеево. Это был обширный лесостепной край. По берегам рек Цны и Шачи росли густые сосновые и дубовые леса, примыкавшие к муромским и нижегородским. К юго-востоку от Шачи простирались огромные степи, которые переходили в Нижнее Поволжье и Северный Кавказ. Верхнеценская волость была юго-восточной границей русского государства.
Процесс колонизации юга от Оки стал активнее в XVI веке после распада Золотой Орды. Русское население, которое до этого было сосредоточено к северу от Оки, постепенно проникало на Цну. На рязанскую «украйну» устремились люди, которые искали свободы, и из них со временем образовались казаки, служилые люди и беглые преступники. Жить в пограничном районе было небезопасно. После распада Золотой Орды, Русь подвергалась набегам крымских татар и ногайцев, и их путь тоже лежал через шацкие земли.
Ещё при Иване III всем, кто хотел поселиться на юге московского государства, давались льготные грамоты. Поселенцы получали землю и временно освобождались от налогов. На юг отправлялись военнослужащие с семьями на постоянное поселение. Военные не всегда ехали с радостью, часто их отправляли по приказу государя. В одном из указов говорится: «…а некоторые из них ехать не хотят, и тех велено высылать в неволю, за ослушание велено наказать: бить батогами и сослать в тюрьму». Также сюда переселялись помещики с крепостными крестьянами.
Шацкие земли в XV-XVII веках были крайними рубежами Рязанского княжества. Дальше начиналась бескрайняя степь. Общая длина Большой засечной черты превышала 600 вёрст. Юго-восточная часть этой черты состояла из Кадомской, Ряжской и Шацкой засек, и это уже почти три сотни вёрст. Шацкая засека была длинной на сто вёрст и имела шесть сторожевых постов: три ближних и три дальних. Она протянулась от Кривой Поляны до реки Пара. О её существовании до сих пор напоминают названия некоторых сёл — Большой и Малый Пролом, Чёрная и Казачья Слобода, Казачий Дюк и другие.
В 1550 году Иван Грозный решил выделить тысяче дворян землю. В указе было сказано: «Раздать поместья… от Москвы за 60-70 вёрст и дальше детям боярским и лучшим слугам». После этого на реку Шачу приехали боярские дети, которым от царя было поручено основать крепость не ближе 400 вёрст от Москвы, с хорошим обзором местности и естественными преградами для защиты от крымских татар и ногайцев. Воеводам приглянулись высокие холмы на левом берегу Шачи, с которых открывался дальний обзор, и которые были защищены глубокими оврагами и широкой рекой. Скорее всего, на одном из холмов стояла сторожевая башня, с которой наблюдали за происходящим, и при угрозе нападения татар зажигали сигнальный огонь.
На южном холме было решено построить город-острог. Из летописи известно, что город был заложен на Николу Вешнего в 7061 году от сотворения мира, что соответствует 1553 году — 9 мая по старому стилю, 22 мая — по новому. «Делал город на Мещере в Шатцких воротах на Шате реке Борис Иванов сын Сукин». В Львовской летописи говорится, что «он знал меру правильную и часть строительную».
В районе нынешнего автовокзала в Шацке когда-то стояло несколько домов. Здесь же построили крепость с двойными дубовыми стенами. Между ними засыпали камень и землю, а сверху сделали крышу из тёса. Вокруг крепости возвели насыпной вал с частоколом. Со стороны севера вырыли ров, соединив его с оврагом и рекой, чтобы в случае опасности напускать в него воду. Переселенцы, которые сюда приехали, были православными. В юго-восточной части острога построили церковь, освящённую во имя Воскресения Христова, она и стала Соборной. Строительство города завершили за несколько месяцев. С Ильина дня воеводой на один год был назначен князь Иван Фёдорович Мезецкий.
Демографическую составляющую города обеспечивали стрельцы, пушкари и казаки, которые защищали край от татарских набегов. Благодаря их защите здесь активно осваивали землю. В Шацке разместился гарнизон, и уже в 1554 году татарские войска пытались подойти к стенам крепости, но нападение было отбито. Гарнизон был настолько сильным, что в 1565 году часть войск забрали, чтобы помочь князю Темрюку Черкасскому, тестю Ивана Грозного.
Из летописи известно, что в 1571 году крымский хан Девлет Гирей шёл на Москву через шацкие земли. Шацкая засечная полоса обнаружила его войско, и сигнал был передан в Москву. Шацкий гарнизон готовился к бою, но Гирей избежал столкновения и подошёл к Москве, где её сжёг. В следующем году он снова пошёл на Русь, но был разбит в битве при Молодях. В этой битве с 28 июля по 2 августа 1572 года принимали участие около пятидесяти шатчан.
Поводов для защиты страны было достаточно. В 1594 году к Шацку подошли «ногаи и азовские турки», с которыми справился воевода Кольцов-Масальский. Ордынцы часто появлялись в округе, поэтому боеспособность Шацка поддерживалась в постоянной готовности.
В Описи 1672 года местную засеку описали так: «Засека Шацкая, новая, с польской стороны от Кривой поляны до Казачьего острога и до Шацкого города под Ямскую слободу — 6 вёрст, а от Ямской слободы с русской стороны до реки Пары — 90 вёрст, а поперечник от Шацкого города и против Панковской прорехи на полверсты, а против деревни Пролому через Борщову поляну до Кривой поляны от черты до черты на версту, а от Кривой поляны на реку Пару до замка Липские засеки…».
В те времена Шацк был довольно важным городом. Например, в 1613 году, когда Москва провозгласила Михаила Романова царём, среди выборных на Земском соборе были и шатчане. А шацкий воевода Алексей Иванович Зюзин получил большое уважение — его отправили послом в Англию к королю Якову I Стюарту с известием «о восшествии молодого царя на престол и жалобами на неправды польского и шведского королей».
Другим воеводой был Роман Фёдорович Бабарыкин, который в 1636 году «за Шацком в степи» руководил строительством нового города на земле «крайней мордовской деревни Тонбова». Там шацкие казаки и крестьяне, по одному от каждого из пяти дворов, строили крепость нового города Тамбова. В итоге её заселили казаки из шацкого села Конобеево. В течение следующего века в Прицнинском ополье появлялись разные землевладельцы, как военнослужащие, так и церковники. Один из таких — Чернеевский монастырь, основанный в окрестностях Шацка в начале 1570-х годов. Вскоре он разросся и распространил влияние на четыре ближайших села, в которых было до 700 дворов. Монастырь имел более 1000 десятин пашни и почти 300 десятин лугов, а также леса с орлиными гнёздами, бобровыми угодьями и лосиными стойлами.
Когда завершились татаро-нагайские набеги, земли стали интересны высшей российской иерархии. Властители начали обустраивать свои поместья. Например, граф Кирилл Разумовский получил от императрицы Елизаветы Петровны немало шацких вотчин, в том числе главное имение в селе Тарадеи.
Шацк побывал в составе Азовской губернии по Указу 1708 года, потом в Воронежской губернии с 1725-го, а с 1779 года стал уездным городом Тамбовского наместничества. В «Словаре географическом Российского государства», составленном Афанасием Щекатовым и изданном не позже 1807 года, говорится, что в Шацке было пять церквей, а город населяли 157 купцов, 389 ямщиков, 15 мещан, 751 «помещичий крестьянин» и 1492 «однодворца», то есть государственных крестьян, которые пришли из стрельцов, пушкарей и других служилых людей.
Известно, что в Шацке бывал и Александр Пушкин. В 1833 году, по пути в Оренбург для сбора материала к истории Емельяна Пугачёва, поэт проезжал через Шацк. Есть мнение, что Пушкин взял фамилию Швабрин для одного из персонажей «Капитанской дочки», и, возможно, это связано с тем, что в Шацке было немало Швабриных, как и сейчас.
Шацк стал известен не только своими историческими событиями, но и торговыми сделками. Торговля пенькой стала настоящей вехой. Сюда ехали купцы из Новгорода, Калуги, Твери, даже Вологды и Архангельска. Закупленную пеньку грузили на суда у Кошибеевской пристани, откуда товар отправлялся по Цне на Оку и Волгу.
Современный Шацк, который снова стал частью Рязанской области в 1923 году, старается сохранить старые традиции. Это касается и казачьего наследия. В городе есть Шацкий казачий центр Донского войска, где шацкие ребята растут в патриотическом духе. Кстати, Чернеевский монастырь, который мы упоминали, был первым монастырём донских казаков. Его основал иеромонах Матвей, тоже выходец из донских казаков. Монастырь поддерживался Донским войском, а в перерывах между военными делами они отдыхали неподалёку.
Легенды Шацка
Потомки сохранили легенды о семи братьях-разбойниках, живших в здешних лесах. Каждый из них хозяйничал на своей территории, а старший обосновался на Кладовой горе. В сумерках братья вылезали из своих укрытий и нападали на богатых путешественников с плохой охраной. Говорят, бедных кудеяры не трогали, а даже делились с ними награбленным. Зато усадьбы богатых обходили редко, вынося золото, серебро и драгоценности. Всё добытое добро прятали в пещерах Кладовой горы, сложив в бочонки. Легенда гласит, что сокровища эти были заговорённые и никому в руки не давались. Войти в пещеры и увидеть богатства можно было лишь раз в году — на заутрени в Светлое воскресенье. Но люди и близко к горе подходить боялись, не то что спускаться в пещеры.
Один смельчак всё же решился. На рассвете, в праздничный день, помолился, перекрестился и направился к Кладовой горе. Добрался до входа в пещеру, снова помолился и полез внутрь. Чем дальше, тем страшнее: узкие ходы, всё разветвляется, и не поймёшь, куда идти. Но вдруг впереди забрезжил свет. Ползёт ближе, глядит — и обомлел. Просторная горница, вырубленная в скале, вдоль стен — бочонки с богатствами. А в них — золото, серебро, самоцветы. Но взять ничего нельзя: по пещере ходят солдаты с ружьями, зорко охраняя добро. Мужик испугался, перекрестился и пополз назад. Как вылез на свет и добрался до деревни, сам не помнил. Пришёл домой еле живой, лёг на полати и больше не вставал. Перед смертью завещал: «Не ходите на Кладовую гору, беды наживёте».
Разбойный Шацк
И ведь недаром: в XVII-XVIII веках шацко-тамбовский край слыл разбойным. Жизнь была тяжёлой, крепостное право давило. Баре мучили крестьян податями, рекрутчиной, а уж унижений и побоев хватало с избытком. Кто не выдерживал, уходил на Дон, становясь казаками. Но многие оставались и превращались в разбойников. Они сбивались в шайки, иногда до ста человек, плавали на лодках по рекам Выше, Цне, Мокше, грабили торговые суда и усадьбы. Лесные удальцы обживали цнинские леса, строили землянки, шалаши и временные избы.
Разбойники были вооружены холодным и огнестрельным оружием, а иногда даже пушками. Во главе каждой шайки стоял атаман — самый сильный, ловкий и удачливый из них. Главарю доставалась лучшая доля добычи, а если в шайке появлялась женщина, она тоже принадлежала только ему.
После того как Шацк перестал быть важной крепостью из-за расширения границ государства, Пётр I решил, что городу лучше заняться полицейскими делами. Во времена его правления сюда и в Тамбовскую провинцию регулярно отправляли воинские команды, которые ловко справлялись с разбойниками. Также в Шацке организовали общественную охрану. Но грабителей это мало останавливало. Например, в 1710 году окрестности Шацка держали в страхе шайки Никиты Ишикина и Максима Калыкина. Больше сотни разбойников плавали на лодках по Цне, Выше и другим рекам, грабя деревни и пристани. В Сасово они разгромили кабак и вылили всё пойло на землю. В Агломазово атаман заставил батюшку окропить их лодки святой водой, за что грабители кидали в тарелку по копейке. Даже Николо-Чернеев монастырь пострадал — монахов не тронули, но деньги забрали.
На помощь жителям отправили воинскую команду, и в итоге поймали шайку, которой командовал… священник Андрей Андреев, а его сын Василий был у него есаулом. В их воровском стане нашли подвалы с бочками водки и продуктами. Конечно, многие из этих разбойников шли на грабёж не от хорошей жизни, но людям, которых они обирали, легче от этого не было.
Палач Шацка
В первой половине XVIII века в Шацке служил палач по имени Молоствов. О нём рассказывали жуткие вещи. Это был огромный мужик с рыжей бородой до глаз, страшный и угрюмый. Он был невероятно жесток и выполнял свою работу с особым удовольствием. Когда в город привозили разбойников на казнь, на Соборной площади собиралась толпа. Молоствов, одетый в красную рубаху, выходил на помост, крестился на церковь, кланялся людям, брал топор с длинной ручкой и одним махом отрубал голову осуждённому. Люди кричали, на колокольне трижды били в набат.
Жил он в Казачьей слободе с женой. Говорили, что этот человек убил своего младенца и питался молоком жены, доводя её до крови. Поговаривали, что сосал он грудь не только у своей супруги. Несчастные мужья пытались его убить, но безуспешно. В итоге с ним справилась его собственная жена. В очередной раз забеременев, она отрубила мужу голову, пока тот спал, а потом сама призналась воеводе.
Шацкие разбойники
Шацкие разбойники оставили о себе немало историй. Например, в начале XVIII века неподалёку от города жил помещик, у которого было крепкое хозяйство и много дворни. Но это не спасло его от разбойников. Они напали на его дом, разгромили усадьбу и убили хозяина рогатинами. Разбойники часто не щадили никого: ни женщин, ни стариков, ни детей. В 1728 году, например, шайка напала на деревню Нашу в Шацком уезде. Детей они избивали до смерти и жгли огнём, отбирали всё имущество.
В 1732 году целая шайка, больше сотни человек, прикинулась рабочими и устроилась на службу к купцу в Вышинской пристани. Всё шло тихо до 6 апреля, первого дня Пасхи. В этот день мнимые рабочие напали на пристань, разгромили её и забрали у купцов и кабаков около пяти тысяч рублей. После этого разбойники быстро разделили добычу, прыгнули в лодки и уплыли вниз по Выше.
Так что же стало с теми самыми кладами, о которых столько легенд ходит в шацкой земле? А где та самая Кладовая гора, вокруг которой всё вертится? Тут, как говорится, одни догадки. Но клады в этих местах точно находили. Например, в 1947 году прямо в Шацке, на Республиканской площади, под церковью нашли клад серебряных монет XVI-XVII веков. В глиняной кубышке лежало 112 монет. Правда, вряд ли это было разбойничье добро — скорее, священники спрятали деньги, опасаясь налётов. А вот в 1965 году в селе Темешево откопали другой клад — аж 957 серебряных монет того же времени.
А ещё был случай в 1985 году. Житель села Лесное Конобеево, Михаил Кокунов, копал ямку под столб для забора и вдруг наткнулся на старый, полуразрушенный горшок, завернутый в истлевшую ткань. Внутри оказалось больше 540 серебряных монет общим весом 355 граммов. Этот клад передали в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Сотрудники музея утверждают, что монеты представляют большую историческую ценность.
В основном это серебряные копейки, отчеканенные в Москве, Пскове и Новгороде, и они ходили в XVI-XVII веках. На многих монетах изображён всадник с копьём — отсюда, кстати, и название «копейка». А есть и монеты с всадником, держащим саблю, так называемые «денги», которые стоили половину копейки. Эти монеты относятся к разным правителям: Ивану Грозному, Борису Годунову, Василию Шуйскому, Фёдору Ивановичу. Даже монеты времён Лжедмитрия там были. Как и зачем всё это оказалось закопано в конобеевской земле — так и осталось загадкой.