Святые места
 
22 | 09 | 2017

Свет православия на Шацкой земле

"Выжили вы, бессловесные зрители, Бури прошли, расточились врази,

                                   Сколько всего за века перевидели, Белые церкви — осколки Руси"

 

 

Первый храм в городе-остроге возведен в 1555 году после отражения нападения крымских татар. Церковь построили рядом с крепостной стеной, на вершине южного холма, и освятили во имя Воскресения Христова. Постепенно храм распространили, возникли приделы Знамение Пресвятой Богородицы, Алексея человека Божья, Святителя Николая. В 1752 году на месте сгоревшей деревянной церкви построили каменную. Приделы переосвятили. Главный престол остался во имя Воскресения Христова, правый — Усекновения головы Иоана Крестителя, левый — Корсунской Божьей Матери, на втором этаже — престол во имя Святителя Николая.

В 1893 году вместо ветхой деревянной колокольни построили каменную. В годы советской власти храм закрыли, колокола сбросили, над святынями надругались, в здании расположился автовокзал.

 

 

 

 

 

 

 

 

На посаде, в 1648 году была построена церковь во имя Параскевы Пятницы. Со временем возвели приделы во имя Святой Троицы, Архистратига Михаила, Макария Желтоводского. В 1773 году на месте деревянной церкви московским купцом Леонидом Миловановым была построена каменная.Главный престол освятили во имя Святой Троицы. В 1841 году церковь была расширена на средства прихожан купцом Осиным. В годы советской власти храм закрыли.

В 1993 году церковь вернули верующим. Храм расцветает на глазах. Здесь царит мир, покой и благочестие.

На кладбище действовалацерковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1843 году на средства купцов Шолохова, Пятаковского и Шульгина. В настоящее время — храм действующий.

 

 

 

 

Церковь во имя Святителя Николаявозведена в селе Черная Слобода в 1600 году. В 1940 году церковь закрыли. С1945 года служба возобновилась. В этом храме на клиросе пели блаженные старицы Анисья, Матрона, Агафия Петрины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Никольском храме подвязался служить иермонах Кирион. Он был выслан властями из Киева (до высылки служил в Киево-Печорской лавре). По четвергам отец Кирион читал в храме акафист Святителю Николаю.

На пути к Феофану Затворнику Вышенскому

На пути к Феофану Затворнику Вышенскому

Свято-Успенский Вышенский женский монастырь находится на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения её в реку Цну. Основание обители на этом месте относится к 1625 году, согласно «грамоте Великой старицы инокини Марфы Иоановны» (матери царя Михаила Федоровича Романова). Расположенная в глухих местах Вышенская пустынь была моло известна на Руси, но постепенно она становилась центром просвещения и распространения христианской веры среди местных язычников.

Особую известность монастырь приобрел в 1827 году, когда монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный образ Божией Матери «Казанская». После многочисленных явлений чудес и исцеления во время холеры, голода и пожаров, происходящих на Тамбовской земле, монастырь получал всю болшую известность. В годы настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова) в 1862—1907 гг. обитель достигла вершины своего расцвета, т.к. именно в этот период поселился в Вышенской пустыни великий богослов, ревностно служивший литературными трудами в области нравственного богословия святитель Феофан (Говоров). Последствия революционных событий 1917 года стали годами тяжелых испытаний. Разрушилось все, что строилось десятилетиями. Закрыты были величавые соборы, уничтожена церковная утварь, священнослужители подверглись страшным репрессиям, вплоть до физического уничтожения.

На территории монастыря располагались «детский городок III интернационала», детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психологическая «колония», областная психиатрическая больница. Новая страница Вышенской пустыни начинается с 90-х годов XX века, когда началось восстановление храмов и монастырей.

Красотой и величием отличаются храмы Свято-Успенского Вышенского женского монастыря.

 

Успенская церковь

Это самая первая церковь в Вышенской пустыни, посему и 'названа Вышенская обитель Успенской. Судя по отводной грамоте инокини Марфы Иоановны, этот храм был перенесен вместе с монастырем со старого места и установлен на новом. Первоначально церковь была деревянной. В 1761 году, при игумене Досифее, вместо сгоревшей была построена уже каменная. В 1762 году, по благославению епископа Рязанского Палладия, Успенская церковь была освящена игуменом Василием. В середине этого храма были устроены два придела: с правой стороны во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а с левой — во имя преподобного Сергия Радонежского. В храме были древние иконы. За правым клиросом находилась Вышенская Чудотворная «Казанская» икона Божией Матери — святыня монастыря.

Церковь была прочна по зданию, очень древней архитектуры, но тесной и сырой. В конце XIX века она уже не удовлетворяла требованиям времени. Архимандрит Ипатий считал, что она «невзрачна по виду и неправильна по архитектуре». Поэтому, «за устройством» теплого Рождественского собора, эта церковь оставалась праздной до закрытия Вышенской пустыни в 1923 году. После закрытия в церкви находился театр детского городка, позднее помещение было приспособлено для пациентов психбольницы. Храм был освящен в 1998 году архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым). В Успенской церкви, одном из первых храмов обители, начались восстановительные работы с 1997 года. В Успенской церкви ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину.

 

Казанский собор

Начали строить в 1831 году при игумене Тихоне и окончательно отстроили в 1844 году Казанский собор «устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора». Этот собор имеет крестообразный вид одинаковой меры, и в длину и в ширину. Храм со всех сторон обставлен колонами с красивыми фронтонами. Имеет пять куполов, главки и кресты которых довершают наружное великолепие собора. В храме было устроено три престола: средний (главный) — в честь «Казанской» иконы Божией Матери, главной святыни Вышенской пустыни. Правый в честь «Владимирской» иконы Богоматери, левый в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Храм был достопамятен еще тем, что в нем до 70-х годов XX века покоились останки святителя Феофана Затворника Вышенского.

В годы запустения и разрушения в соборе был устроен склад ненужных вещей областной психиатрической больницы. Потускнели фрески храма, было осквернено место захоронения святителя Феофана, пробит его склеп. В 1974 году его останки удалось вывести в Троице-Сергиеву Лавру. В конце 80-х годов XX века в стране возрождается духовная жизнь. Свято-Успенскому Вышенскому женскому монастырю постепенно возвращают бывшие монастырские здания. В 2002 году, при посещении монастыря, Святейший Патриарх Алексий II в своей речи назвал Казанский собор первым объектом возрождения монастыря. Начался трудный путь восстановления собора. 14 марта 2009 года из Успенской церкви мощи святителя Феофана и копия иконы Божией Матери Казанская Вышенская были перенесены в Казанский собор. При большом стечении народа состоялось малое освящение храма. Казанский собор величаво встречает каждого входящего на территорию монастыря.

 

Христорождественский собор

Теплый, каменный собор начали строить в 1874 году, а закончили только в 1890 по храмоз-дательной грамоте Преосвященного епископа Палладия на имя настоятеля пустыни архимандрита Аркадия. В соборе было устроено и освящено два престола: главный в честь Рождества Христова и престол в чссть мучеников Андриана и Наталии. Собор очень красивой архитектуры, с портиками с грех сторон, а четвертая, восточная, сторона обращена в алтарь. Храм с пятью куполами, из которых только один, средний, открытый и очень обширный. Стены храма снаружи были оштукатурены цементом, а внутри все расписаны изображениями святых и орнаментированы. Иконостас храма был богатый, особо красиво были сделаны местные иконы.

В паперти Христорождествен-ского собора были расположены ризница, библиотека, подсобное помещение. Под храмом были устроены две «амосовские» печи для отопления и кладовые подвалы для склада.

В советское время в храме был склад зерна, в притворе с западной стороны был морг психбольницы. В начале 90-х годов XX века собор вернули монастырю. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

 

Домовая церковь епископа Феофана

С разрешения епархиального начальства, архимандритом Аркадием в 1867 году, в Вышенской пустыни была возведена ещё одна церковь — Богоявления Господня. Эта небольшая церковь размещалась в архиерейских покоях, где подвизался епископ Феофан, Затворник Вышенский. Домовая церковь была вся устроена собственными руками владыки. Алтарь отделялся простой матерчатой завесой. Престол, жертвенник и все иконы в алтаре, представляющие собой горнее место и иконостас, — все было устроено и написано святителем. В этой церкви, начиная со дня своего затвора, он до 1888 года ежедневно, а потом только по праздникам совершал литургию, совершенно один. После

кончины святителя Феофана богослужение в Богоявленской церкви совершалось только тогда, когда Вышенскую пустынь посещали высокопоставленные гости и почитатели достопамятного святителя Феофана. В феофановском корпусе после закрытия монастыря помещались больные из психиатрической больницы. В настоящее время корпус святителя Феофана восстановлен, освящена и домовая церковь. В корпусе на 2-м этаже расположен музей святителя Феофана Затворника Вышенского, на 1 -м этаже проживают сестры монастыря.

 

Колокольня

Каменная четырехъярусная колокольня была построена при игумене Тихоне в 1818 году. Это было величавое сооружение одного стиля с летним Казанским собором. В 1914 году на ней было 14 колоколов, которые гармоничным звоном были слышны далеко за пределами монастыря. В среднем ярусе колокольни была устроена церковь во имя Живоначальной Троицы. В 70-х годах (примерно в 1976 году) колокольню разобрали. Сейчас на месте колокольни установлен крест.